Спорт в школе
Занятия физической культурой и спортом полезны и
необходимы людям любого возраста. Из разнообразных видов физических упражнений
можно выбрать такие, которые будут лучше всего подходить дошкольникам,
школьникам, молодым и пожилым людям. И чем раньше начать заниматься физической
культурой и спортом, тем больше пользы они принесут. Надо только помнить, что
эта польза будет зависеть от того, как проводятся занятия и тренировки. Самое
главное правило — занятия должны проводиться систематически, а не от случая к
случаю. И второе, не менее важное правило, — обязательный врачебный контроль.
В нашей стране особенно серьезное внимание
уделяется физическому воспитанию молодежи в вузах, техникумах, школах. Миллионы
детей, подростков, юношей и девушек занимаются в различных спортивных секциях и
школах, получают спортивные разряды и борются за установление новых рекордов.
За последние годы наша молодежь обновила более
200 всесоюзных юношеских рекордов. Серьезные достижения принесла ранняя
спортивная специализация детей и подростков, получающая сейчас все большее
распространение.
Физическому развитию должно помогать правильно
проводимое и хорошо организованное физическое воспитание. Чередование
умственного и физического труда, гимнастики, игр и других физкультурных
мероприятии с занятиями в школе и приготовлением уроков, т. е. правильный
распорядок дня, способствует высокопроизводительному труду.
День каждого советского человека — взрослого и
ребенка — должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики. Цель утренней
гимнастики — приведение организма в бодрое состояние после сна, мобилизация его
для предстоящей деятельности в течение дня (подробнее о гигиенической
гимнастике.
Игры занимают большое место в воспитании детей
всех возрастов. А. М. Горький говорил: «Игра есть путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны изменить».
Игра — это
подготовка ребенка к труду, и она постепенно заменяется трудом. Поэтому
руководить игрой школьника так же необходимо, как и всей его жизнью. В школьном
возрасте он уже многое понимает, еще больше познает, но не всегда может
самостоятельно справиться с этим потоком знаний. Надо помочь школьнику
распределить свое время так, чтобы и школьным занятиям, и общественно полезному
труду, и отдыху — спорту, играм, развлечениям — отводилось определенное место в
режиме дня.
Удовольствие, которое испытывают ребята во
время игры, оказывает на них большое положительное влияние. Прежде всего важно
гигиеническое значение игр. Радостное настроение всегда предопределяет
физиологические изменения и организме ребенка — усиливается обмен веществ,
повышается деятельность дыхания и кровообращения. Сильное эмоциональное
возбуждение в значительной степени влияет на нервную систему.
Активные
веселые игры вызывают усиленную деятельность высших отделов головного мозга,
связанных с интеллектом и волей.
Эти особенности детских игр делают их могучим
средством воспитания. Мы должны обеспечить детям возможность веселых игр в
интересах не только их здоровья, но и умственного и нравственного (и, конечно,
физического) их развития.
Физические упражнения и игры могут принести
пользу детям только в том случае, если они будут ими заниматься регулярно (как
правило, на свежем воздухе) и если при этом родители и воспитатели будут
заботиться о соответствии этих упражнений силам и возрасту детей.
Для детей
7—8 лет особенно полезны физические упражнения и подвижные игры, укрепляющие
мышцы спины, живота и грудной клетки. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок,
упражняясь и играя, приучался дышать через нос. Очень полезны для маленьких
школьников игры и упражнения с мячами, обручем, скакалкой, а также «салочки»,
игра в «классы», «прятки» и т. д.
Не рекомендуются подъем и переноска больших
грузов, подтягивание на руках, силовые игры. Большая силовая нагрузка ведет к
преждевременной остановке роста, к расстройствам сердечной деятельности.
Для детей
9—10 лет можно допускать силовые упражнения, но кратковременные — игры с
различными перетягиваниями, «бой петухов» (для мальчиков) и т. п. Особенно
можно рекомендовать лыжные прогулки со взрослыми. Можно разрешать занятия на
так называемых гимнастических городках (качели с лестницами, канатами и шестами
для лазания). Занятия на гимнастических снарядах — брусьях, кольцах,
перекладине — без специального наблюдения педагога по физической культуре
разрешать не надо.
У
подростков 12—15 лет уже идет быстрый рост тела в длину. В это время, как
правило, наблюдается ухудшение координации движений (угловатость и неловкость
подростков). Занятия гимнастикой, спортом и играми помогут ослабить эти
явления, сократить время этого периода. Особенно внимательным к реакции
организма подростка надо быть при занятиях, связанных с длительным бегом,
борьбой, гимнастикой (на снарядах) и в играх с большой физической нагрузкой
(футбол, баскетбол).
Дене
тәрбие мұғалімі: Быхылова Юлия Сергеевна